Главная страница

Дименштейн Р.П., Киселева А.В.Основные принципы терапевтической работы с детьми, имеющими нарушения общения. Р. П. Дименштейн, А. В. КиселеваОсновные принципы терапевтической работыс детьми, имеющими нарушения общения


Скачать 131,93 Kb.
НазваниеР. П. Дименштейн, А. В. КиселеваОсновные принципы терапевтической работыс детьми, имеющими нарушения общения
АнкорДименштейн Р.П., Киселева А.В.Основные принципы терапевтической работы с детьми, имеющими нарушения общения
Дата29.09.2018
Размер131,93 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDimenshteyn_R_P__Kiseleva_A_V_Osnovnye_printsipy_terapevtichesko
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#16351
Каталогmariakarpenko

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: E_V_Mazanova_-_Korrektsia_opticheskoy_disgrafii.doc, Programma_korrektsionnoy_raboty_dlya_obuchayuschikhsya_s_rasstro, Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому , PROGRAMMA_KORREKTsIONNOJ_RABOTY_DLYa_OBUChAYuSchIKhSYa_S_RASSTRO и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы

Р.П.Дименштейн, А.В.Киселева
Основные принципы терапевтической работы
с детьми, имеющими нарушения общения
Центр лечебной педагогики, г. Москва
Известно, что дети с аутизмом и сходными нарушениями развития обладают рядом особенностей, которые не только должны учитываться, но и, при определенном подходе, могут стать основой для построения терапевтической работы. К таким особенностям относятся, прежде всего, особая незащищенность перед стимулами окружающей среды и, как следствие,
ограничительное поведение и поведенческая консервативность,
выражающаяся в стремлении формировать и сохранять устойчивые формы жизни и взаимодействия. Кратко рассмотрим, что понимается под каждой из этих особенностей (более подробно см. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция»):
1. Сенсорная незащищенность. Распространено представление о том, что аутичные дети в целом сильно отгорожены от внешнего мира. Нам представляется более верной точка зрения, что они, напротив,
сверхчувствительны к сенсорным и эмоциональным стимулам окружающего мира, визуальным, слуховым и т.д. Такой ребенок воспринимает весь событийный ряд, его сенсорное наполнение, и проблема в том, что он не может укрыться от обилия стимулов, не успевая переработать и структурировать информацию. Как следствие, среда является хаотической гиперстимуляцией и большое количество энергии уходит на поддержание высокого уровня защиты (что приводит к быстро наступающему энергетическому истощению), которая действительно может выглядеть как отгороженность или уход в себя. Таким образом,
принимая во внимание сенсорную зависимость ребенка, мы можем вносить в среду минимальные структурные изменения значимых параметров так, что это позволяет влиять на саморегуляцию его поведения и деятельности.
2. Поведенческая
сверхконсервативность.
В силу сенсорной незащищенности у детей с нарушениями общения наблюдаются трудности в приспособлении к изменениям внешней среды. Слабой стороной этого является то, что эти дети трудно адаптируются. Сильной стороной, т.е.
стороной, на которую можно опереться в работе, является то, что,
приспособившись, эти дети чувствуют себя в устойчивой и предсказуемой среде более комфортно и активно стремятся поддерживать ее постоянство.
И еще одним следствием поведенческой консервативности является то,
что проблемы таких детей носят устойчивый и систематический характер,
и это позволяет взрослым лучше предсказывать их поведение, видеть проблемы, с которыми необходимо работать.
В нашей практической в работе с детьми с нарушениями общения мы исходим из следующих принципов:
1. Поэтапная смена уровней взаимодействия. Одной из важных черт,
характеризующих взаимодействие, является более или менее личностная окраска этого взаимодействия. Расположив на шкале
«безличное – личное» различные типы взаимодействия, мы можем вычленить следующие основные формы отношений с миром: а) мир представлен как мир предметов (когда значимыми являются сами свойства предмета, и человек воспринимается тоже как некоторый предмет или элемент окружающей обстановки), б) мир инструментов
(объекты, в том числе человек, воспринимаются как инструменты для удовлетворения потребностей или извлечения особой сенсорной стимуляции, при этом другой человек воспринимается ребенком как продолжение самого себя), в) мир людей (когда объекты воспринимаются с точки зрения их функционального социального смысла, а другой человек выделяется из окружающего фона и воспринимается как автономная личность). При этом ведущий тип взаимодействия определяется доминированием для субъекта смыслов,
связанных с одним из «миров». В рамках нашего подхода терапевт вместе с ребенком последовательно проходит все стадии его взаимоотношения с окружающим миром, «выступая в роли» предмета,
инструмента и личности на каждом этапе соответственно. Целью является сделать доминантным для ребенка максимально личностную форму взаимодействия. На разных этапах работы эффективными оказываются различные методы. Так, например, на предметном и инструментальном этапе используются преимущественно индивидуальные формы работы; холдинг-терапия используется для развития второго этапа и для перехода и освоения третьего; наиболее отвечающей третьему этапу является работа в группе.
2. Опора на сверхинтересы. У детей с нарушениями общения в силу сверхчувствительности и консервативности развиваются аномально сильные увлечения и привязанности. Зачастую эти сверхпривязанности игнорируют или пытаются подавлять, но можно, напротив, активно к ним присоединяться, расширять их содержание и «обволакивать» все более личностным человеческим компонентом.
3. Фокус на активности. Важным в нашей работе является особое внимание к активности ребенка. В своей практике мы опираемся на представление о развитии как о личностном росте, который связан с усилением роли спонтанной активности в поведении ребенка. В
отличие от обычных детей, у которых каждый этап развития естественным образом сменяет другой, у аутичных детей в силу того,
что их собственная активность зачастую крайне мала, отмечается тенденция к "застреванию" на каждой из ступеней развития. Мы стараемся организовать динамичную терапевтическую среду таким образом, чтобы она чутко реагировала на малейшие проявления активности ребенка, провоцировала их; и терапевт не только
«обживает» с ребенком каждую из ступеней развития, но и поддерживает переход на новую, помогая ребенку сформировать ресурсы для такого перехода и практически «выталкивая» его на новую ступень.
4. Интеграция. Процесс интеграции можно рассматривать на нескольких уровнях. Во-первых, на уровне личности интеграция предполагает целостность переживания и поведения субъекта. А у аутичных детей такой целостности зачастую нет, а наоборот, можно наблюдать существенный раскол переживания и поведения. Во-вторых, на уровне социальном интеграция предполагает взаимную адаптацию личности и сообщества. Гармонизация такого рода внутренних и внешних процессов, как правило, достигается сочетанием индивидуальных и групповых форм работы с ребенком.
5. Многоролевое взаимодействие. Процесс адаптации ребенка во многом определяется способностью выбирать и принимать на себя наиболее подходящую для ситуации роль. Но такая ролевая подвижность дается аутичному ребенку с большим трудом. Наша работа строится таким образом, что ребенку предоставляется возможность взаимодействия с различными людьми, каждый из которых придерживается стабильной роли, тем самым, вынуждая его осваивать и принимать на себя комплементарные роли. Причем «сцены», т.е. типовые ситуации общения, в контексте которых происходит ролевое взаимодействие,
максимально определены с точки зрения системы отношений,
пространства и времени (например, ситуация урока, перемены,
чаепития). Специальные «переключатели» задают смену ситуаций
(например, звонит звонок с урока и наступает перемена с другим эмоциональным наполнением и системой отношений).
Такого рода средовая терапия наиболее эффективна, если достигнуты партнерские отношения с родителями. Тогда возможно не только договариваться с семьей о целях и задачах терапии, но и оказывать необходимую помощь и поддержку домашним ребенка в создании необходимой для него среды, которая с одной стороны, комфортна, а с другой стороны, несет в себе развивающее напряжение.

перейти в каталог файлов
связь с админом