Главная страница

Учебное пособие по английскому языку для врачей.. Михайлович В. А. Руководство для врачей скорой... Общественное здоровье и здравоохранение как наука. Понятие о социальных болезнях


Скачать 0,52 Mb.
НазваниеОбщественное здоровье и здравоохранение как наука. Понятие о социальных болезнях
АнкорУчебное пособие по английскому языку для врачей.. Михайлович В. А. Руководство для врачей скорой.
Дата18.02.2018
Размер0,52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла1Obschestvennoe_zdorovye_i_zdravookhranenie.doc
ТипДокументы
#8
страница9 из 11
Каталогtopic29716377_256470

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: bilety_lor с ответами.docx, #библиографический список.doc, #библиографический список.doc, Shmakov_A_N_-_Kriticheskie_sostoyania_novorozhdenn.pdf, Prakt_naviki_exzam_Copy_2004.pdf и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

86. Организация врачебной экспертизы.

Для проведения экспертизы стойкой утраты трудоспособности в экспертную комиссию должны входить 3 врача (терапевт, хирург и невропатолог). В будущем планируется расширить комиссию до 5—6 человек, включив в ее состав реабилитолога и психолога-социолога.

Экспертные комиссии классифицируются по трем признакам: по объему работы (ежедневно действующие постоянные комиссии и выездные); по профилю (общего профиля и специализированные — по фтизиатрии, психиатрии, травматологии, кардиологии, онкологии, офтальмологии и др.), по уровню (районные, городские, межрайонные). Второй уровень — это экспертные комиссии высшего звена (областные, центральные).

Задачи экспертных комиссий: определение групп инвалидности; установление вида инвалидности (инвалид с детства, по общему заболеванию, по профессиональному заболеванию, инвалид войны); изучение и анализ причин инвалидности; разработка мер профилактики и реабилитации (медицинской, социальной, профессиональной); оформление документации. Среди документов важнейшими являются: “Акт освидетельствования”, который заполняется одновременно со статистическим талоном; “Заключение” — для лечебно-профилактического учреждения, “Извещение” — для предприятия; направление в отдел социального обеспечения и “Справка о решении комиссии” — для выдачи на руки больному. Основным документом для анализа деятельности является годовой отчет, составляемый по форме № 7, который заполняется на основе журнала протоколов заседаний комиссии и другой учетной документации.
87. Правила выдачи листков нетрудоспособности.

Временная нетрудоспособность — это невозможность для работника выполнять свои профессиональные обязанности. Такая нетрудоспособность наступает в связи с заболеванием, травмой или по другим причинам и носит преходящий характер. Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется врачами лечебно-профилактических учреждений. В обязанности лечащего врача входит установление факта временной утраты трудоспособности у пациента с выдачей листка нетрудоспособности. При заболеваниях и травмах листок нетрудоспособности может оформляться в учреждениях как амбулаторно-поликлинического, так и стационарного типа.

Листок нетрудоспособности выдается в связи с болезнью, травмой, при уходе за больным членом семьи, по карантину, для санаторно-курортного лечения, по беременности и родам, при переводе на другую работу в связи с профзаболеванием, для протезирования и др. Врач единолично имеет право выдавать листок нетрудоспособности на срок не более 30 дней. Право продления листка нетрудоспособности предоставлено заведующему отделением, врачебной комиссии и главному врачу. При длительной утрате трудоспособности листок нетрудоспособности может выдаваться на срок до 10 мес, в отдельных случаях — до 12 мес, а затем больной должен быть направлен на медико-социальную экспертную комиссию.

При производственной травме листок нетрудоспособности выдается с первого дня получения травмы при наличии акта о несчастном случае.

Листок нетрудоспособности по карантину выдается врачом-эпидемиологом или лечащим врачом. Сроки нетрудоспособности при этом зависят от инфекционного заболевания (определяются инструкцией).

Листок нетрудоспособности при болезни во время отпуска выдается, если болезнь началась во время очередного или дополнительного отпуска; при этом отпуск подлежит продлению на число дней, указанных в больничном листе. При болезни в период отпуска без сохранения содержания (за свой счет) больничный лист не оплачивается.

При возникновении нетрудоспособности вне места постоянного жительства и работы больничный лист выдается заболевшему на весь срок нетрудоспособности, но с обязательным согласованием с главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается женщине в 32 недели беременности на 70 дней — до родов, в послеродовом периоде — на 70 дней, а в случаях тяжелых осложнений, операций, рождения недоношенного ребенка — на 86 дней, при рождении 2 детей и более — на 110 дней.

В состав врачебной комиссии входят лечащий врач, заведующий отделением и заместитель главного врача по экспертизе, являющийся председателем. Комиссия организуется в поликлинике при наличии в ее штате не менее 15 врачей. Функциями ее являются: консультации врачей по вопросам диагностики и лечения; контроль за качеством лечения, экспертиза трудоспособности и решение вопроса о временной нетрудоспособности в сложных и конфликтных случаях; направление больных на экспертизу; предоставление отпусков для санаторно-курортного лечения; выдача заключений о переводе в облегченные условия труда.

В стационаре листки нетрудоспособности больным выдаются на весь период лечения за подписями лечащего врача и заведующего отделением.
88. Государственная медико-социальная экспертиза. Новое положение.

В 1994 году в соответствии с приказом Минздравмедпрома РФ №206 и постановлением Фонда социального страхования РФ №21 введена новая инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан и в целях совершенствования экспертизы временной нетрудоспособности в учреждениях РФ в 1995 году приказом Минздравмедпрома утверждены новые положения: об экспертизе нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях; о заместителе руководителя государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения по клинико-экспертной работе; о клинико-экспертной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением территории, входящей в субъект Федерации и субъекта Федерации; о порядке оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность; о порядке учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. В этом же году ВТЭК были переименованы в медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК).

89. Санитарно-эпидемиологическая служба.

В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы: организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан; нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях; методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики; консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.; контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор; научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

С учетом развития санитарного законодательства и функций госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94 г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр. Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).

Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до
30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.
90. Обеспечение санитарного благополучия населения.

Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” был принят Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит из 7 разделов, объединяющих 43страны.

Первый раздел закона раскрывает содержание понятия “санитарно-эпидемиологическое благополучие населения” и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиоло­гическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия.

Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.

В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия, при которых наступает экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства.

Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов (государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора, определяет сущность производственного и общественного контроля, их взаимодействия.

В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений и органов (ст. 37).

В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы, в ст. 39 — их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения закреплены в ст. 42.

Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию международных договоров.
91. Методы работы санитарных врачей.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

— информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) — для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения;

— методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

— динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);

— метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

— методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории — лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

— статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

— социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) — для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

—  экспериментальные исследования.
92. Гигиеническое обучение и воспитание населения. Формы и методы санитарного просвещения в работе врача.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.
93. Современное направление санитарно-просветительской работы..

Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни в республиках, областях, краях, городах и районах являются центры медицинской профилактики. Они находятся в ведомстве комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни.

В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (ауто­тренинга) и др. Центры координируют организационную и методическую деятельность всех медицинских учреждений (поликлиник, диспансеров, центров ГСЭН и др.) по вопросам пропаганды здорового образа жизни, по обеспечению учебно-методической и информационной литературой.
94. Здоровый образ жизни.

ЗОЖ — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов
связь с админом