Главная страница

Учебное пособие по английскому языку для врачей.. Михайлович В. А. Руководство для врачей скорой... Общественное здоровье и здравоохранение как наука. Понятие о социальных болезнях


Скачать 0,52 Mb.
НазваниеОбщественное здоровье и здравоохранение как наука. Понятие о социальных болезнях
АнкорУчебное пособие по английскому языку для врачей.. Михайлович В. А. Руководство для врачей скорой.
Дата18.02.2018
Размер0,52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла1Obschestvennoe_zdorovye_i_zdravookhranenie.doc
ТипДокументы
#8
страница2 из 11
Каталогtopic29716377_256470

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: bilety_lor с ответами.docx, #библиографический список.doc, #библиографический список.doc, Shmakov_A_N_-_Kriticheskie_sostoyania_novorozhdenn.pdf, Prakt_naviki_exzam_Copy_2004.pdf и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

13. Травматизм как социально-гигиеническая проблема. Пути решения.

Третье место (после заболеваний сердечно-сосудистой системы и опухолей) среди причин смертности населения большинства экономически развитых стран занимают несчастные случаи и травмы, количество которых растет с каждым годом. Удельный вес травм и отравлений в структуре общей заболеваемости жителей Санкт-Петербурга составляет около 12%. Высока доля травм и среди подростков — 8%. Среди взрослого населения этот показатель составляет 121 случай на 1000 жителей.

Удельный вес смертности от несчастных случаев к настоящему времени возрос на 8—10%. Особенно интенсивно смертность увеличивалась в последние 20—25 лет (в 1,5—2 раза). Несчастные случаи — главная причина смерти детей, подростков, молодых лиц. В развитых странах смертность от них занимает первое место среди мужчин в возрастных группах от 1 года до 44 лет. “Эпидемия” травматизма продолжается, и каждый год его жертвами становятся сотни тысяч человек; к ним нужно добавить случаи убийств, изнасилований, число которых увеличивается с каждым годом. Тревогу вызывает возросший в последние годы транспортный травматизм, составляющий 30—40% от всех несчастных случаев. Большое число случаев смерти связано с производ-ми и бытовыми травмами, особенно с падениями (в быту, на производстве). Увеличилось число травм среди спортсменов.

Перенаселенность городов, загрязнение внешней среды, ускорение общего ритма жизни, увеличение количества транспортных средств и повышение скорости их передвижения, распространение новых технологических процессов на производстве и в сельском хозяйстве, широкое использование техники в быту — все это определяет уровень травматизма.

Травматизм является важной соц-гигиенической проблемой, решение ее неразрывно связано с улучшением состояния здоровья населения, со снижением уровня временной нетрудоспособ-ти, инвалидности, смертности, с увеличением средней продолжительности предстоящей жизни. Травматизм наносит огромный экономический ущерб национальному хозяйству страны.

Медико-социальный анализ травматизма осуществляется с учетом: 1) обстоятельств несчастных случаев (производственные, бытовые, при пешеходном движении, при повреждении транспортом, спортивные, убийства, самоубийства и др.); 2) возрастно-половых особенностей, профессии; 3) характера травм (ушиб, перелом, ранение); 4) локализации травм; 5) места оказания медицинской помощи; 6) последствий травм (без потери трудоспособности, инвалидность, смерть). Среди причин травматизма выделяют технические, организационные, санитарно-гигиенические, индивидуально-поведенческие.
14. Аборт как социально-гигиеническая проблема.

В целях улучшения здоровья женщин, снижения гинекологической заболеваемости первоочередной задачей является профилактика и уменьшение числа абортов. Общее число осложнений после аборта = 30%. Свыше 50% случаев вторичного бесплодия, обусловлено заболеваниями возникшими после аборта. Осложнения во время беременности встречается в 2 раза чаще у женщин имеющих в анамнезе аборт.

В последние годы в нашей стране как метод регуляции рождаемости находит большое применение метод прерывания беременности путем вакуум аспирации (мини-аборт) из-за меньшей травматичности и относительно редких осложнений, хотя удельный вес мини-абортов к общему числу абортов, производимых в России в 1995 году, составил всего 26,1%, что является косвенным показателем поздней обращаемости женщин к врачу по поводу нежелательной беременности.

В качестве профилактики: контрацептивы, стерилизация, санитарно-профилактическое просвещение.
15. Младенческая смертность как социально-гигиеническая проблема.

Показатель младенческой смертности рассматривается как оперативный критерий оценки санитарного благополучия населения, уровня и качества медико-социальной помощи, эффективности работы акушерской и педиатрической службы.

Регистрация умерших детей осуществляется на основании врачебного свидетельства о смерти и свидетельства о перинатальной смерти. Важное условие сопоставимости показателей детской смертности — унификация понятий “живорожденный”, “мертворожденный”, “плод” (поздний аборт).

В России за критерий жизнеспособности плода (новорожденного) принимается срок беременности 28 нед и более, длина тела плода при рождении 35 см и более, масса тела 1000 г и более (приказ Министерства здравоохранения СССР № 848 от 12.06.86 г.). Критерием живорождения является возникновение внутриутробного дыхания. Начиная с 1993 г. для отраслевой статистики используются новые критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Критерии жизнеспособности плода: срок — 22 нед и более, масса тела — 500 г и более. Критерии живорождения: внутриутробное легочное дыхание, сердцебиение, пульсация крупных сосудов, сокращение отдельных групп мышц (приказ МЗ РФ № 318 от 04.12.92 г. “О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения”).

В настоящее время младенческая смертность в России и Санкт-Петербурге в 1,5—2 раза выше, чем в ряде экономически развитых стран, и составляет 15—17 на 1000 родившихся живыми.

Уровни смертности в разные периоды 1-го года жизни ребенка резко различаются. Так, смертность максимальна в 1-е сутки после рождения, в 1-ю неделю жизни, затем она постепенно снижается к первому месяцу, полугодию, году жизни. Для оценки уровня младенческой смертности в различные периоды жизни ребенка рассчитывают такие показатели, как:

— ранняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 1-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000) (в России — 6—9‰);

— поздняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 2—4-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000);

— неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в первые 28 дней жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000) (в России — 9—11‰);

— постнеонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года, к разнице между числом родившихся живыми и числом умерших в первые 28 дней жизни, умноженное на 1000) (в России — 7—8‰).

Перинатальным периодом считается промежуток времени, начиная с 28 нед беременности и кончая 7-м днем жизни новорожденного. В свою очередь он подразделяется на антенатальный (внутриут­робный), интранатальный (период родов) и постнатальный (1-я неделя жизни). Показатель перинатальной смертности вычисляется как отношение суммы числа мертворожденных и числа детей, умерших в первые 168 ч жизни, к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000.

Часто причиной антенатальной смерти плода служат поздние токсикозы беременных, преждевременная отслойка плаценты, болезни матери (грипп, инфекционный гепатит, сердечно-сосудистые заболевания и др.), болезни плода (внутриутробная пневмония, врожденные пороки развития, гемолитическая болезнь и др.).

Причинами интранатальной гибели плода могут быть патология плаценты, пуповины, преждевременное отхождение околоплодных вод, слабость родовой деятельности, аномалии предлежания плода и др.

Причиной смерти в постнатальный период, наряду с перечисленными выше, могут являться экзогенные болезни (пневмония, сепсис, травмы и др.). Основными причинами младенческой смертности являются болезни органов дыхания, врожденные аномалии развития и другая патология периода внутриутробного развития. Высокий уровень младенческой смертности обусловливается осложненными и преждевременными родами (до 10%).


  1. Санитарная статистика. Методологические основы. Применение статистики в практике здравоохранения.

Одной из отраслей статистики является статистика медицинская, которая изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в медицине.

Не принято дифференцировать медицинскую и санитарную статистику. Однако, более правильным является выделение в составе медицинской статистики санитарную статистику и статистический метод в различного рода медицинских исследованиях (клинических, эпидемиологических и тд.).

Медицинская статистика: 1) Санитарная статистика (статистика здоровья населения; статистика здравоохранения); 2) Статистический метод в исследованиях (клинических; биологических; экспериментальных; гигиенических; эпидемиологических; лабораторных и тд.).

Виды исследования состояния здоровья населения:

  1. Сплошное изучение заболеваемости населения и деятельности медицинских учреждений на основе обязательной государственной отчетности

  2. Выборочное изучение состояния здоровья населения, отдельных его групп, а именно:

    • санитарно-статистические исследования;

    • эпидемиологические обследования больных хронич-ми забол-ми;

    • комплексные социально-гигиенические исследования массовые по сравнительно ограниченной программе;

    • комплексные клинико-социальные исслед-я разных групп больных.

Применение статистики в медицине:

  1. В трактовке вариаций различных признаков.

  2. В диагностике заболеваний и оценке состояния здоровья групп населения.

  3. При прогнозировании возможного результата борьбы с той или иной болезнью в какой-то группе населения или исхода заболевания у отдельных больных.

  4. При выборе подходящего воздействия на больных или группу населения.

  5. В общественном здравоохранении, в его руководстве и планировании.

  6. При планировании и проведении медицинских исследований, анализе и публикации их результатов, чтении и понимании таких сообщений.


17. Организация медико-статистического исследования. Основные этапы

Независимо от того, какие задачи ставятся в санитарно-статистическом исследовании, оно должно проводиться в определенной последовательности в соответствии с исторически сложившимися этапами, которые состоят из отдельных операций. Различают 4 этапа статистического исследования: 1) составление плана и программы исследования (подготовительная работа); 2) статистическое наблюдение (сбор материала); 3) статистическая разработка материала; 4) анализ, выводы, рекомендации, внедрение в практику.

1. Составление плана и программы исследования:

1) формулирование цели и задач исследования в соответствии с рабочей гипотезой;

2) определение и подбор статистической совокупности;

3) определение единицы наблюдения;

4) выбор вида статистического исследования (единовременное, текущее, сплошное, выборочное, в том числе определение способа выбора — механический, типологический, гнездовой, случайный, парносопряженный и др.);

5) определение объекта наблюдения, времени наблюдения и субъекта наблюдения;

6) определение программы сбора данных (составление карты статистического исследования с перечнем учетных признаков);

7) определение программы разработки данных (составление макетов, таблиц со взаимосвязями признаков);

8) определение метода наблюдения — анкетный, анамнестический, выкопировки.

2. Статистическое наблюдение:

1) инструктаж исполнителей;

2) выкопировка сведений;

3) контроль качества регистрации — логический и аналитический.

3. Статистическая разработка:

1) шифровка материала в соответствии с группировочными признаками;

2) раскладка карт в соответствии с макетами разработанных таблиц;

3) заполнение таблиц и подсчет итогов.

4. Анализ. Выводы. Рекомендации. Внедрение в практику.

Виды выборочных наблюдений: механическая выборка, типологическая, основного массива и гнездовая. Статистическое исследование — это составление таблиц (простых, групповых, комбинационных).


      1. План и программа статистического исследования. Статистическая совокупность. Единица наблюдения, учетные признаки.

Статистическая совокупность — группа относительно однородных элементов (единиц наблюдения) в конкретных условиях времени и пространства. В зависимости от охвата единиц наблюдения (в связи с целью исследования) статистическая совокупность может быть генеральной и выборочной.

Единица наблюдения — это первичный элемент статистической совокупности, имеющий признаки сходства и различия. Признаки различия подлежат изучению и поэтому называются учетными признаками. Учетные признаки по характеру бывают количественными и качественными (атрибутивными), по роли в совокупности — факторными, результативными.

Независимо от того, какие задачи ставятся в санитарно-статистическом исследовании, оно должно проводиться в определенной последовательности в соответствии с исторически сложившимися этапами, которые состоят из отдельных операций. Различают 4 этапа статистического исследования: 1) составление плана и программы исследования (подготовительная работа); 2) статистическое наблюдение (сбор материала); 3) статистическая разработка материала; 4) анализ, выводы, рекомендации, внедрение в практику.

1. Составление плана и программы исследования:

1) формулирование цели и задач исследования в соответствии с рабочей гипотезой;

2) определение и подбор статистической совокупности;

3) определение единицы наблюдения;

4) выбор вида статистического исследования (единовременное, текущее, сплошное, выборочное, в том числе определение способа выбора — механический, типологический, гнездовой, случайный, парносопряженный и др.);

5) определение объекта наблюдения, времени наблюдения и субъекта наблюдения;

6) определение программы сбора данных (составление карты статистического исследования с перечнем учетных признаков);

7) определение программы разработки данных (составление макетов, таблиц со взаимосвязями признаков);

8) определение метода наблюдения — анкетный, анамнестический, выкопировки.

2. Статистическое наблюдение:

1) инструктаж исполнителей;

2) выкопировка сведений;

3) контроль качества регистрации — логический и аналитический.

3. Статистическая разработка:

1) шифровка материала в соответствии с группировочными признаками;

2) раскладка карт в соответствии с макетами разработанных таблиц;

3) заполнение таблиц и подсчет итогов.

4. Анализ. Выводы. Рекомендации. Внедрение в практику.

Виды выборочных наблюдений: механическая выборка, типологическая, основного массива и гнездовая. Статистическое исследование — это составление таблиц (простых, групповых, комбинационных).


19. Программа разработки в статистических исследованиях. Группировка признаков. Виды группировок.

Единицы наблюдения помимо признаков сходства, послуживших основанием для их объединения в статистическую совокупность, обладают множеством признаков. Перечень этих признаков или признаков различия исследователь определяет, исходя из сущности и основных свойств единиц и объекта наблюдений, целей и задач исследователя и многих других факторов. Это есть собственно программа исследования. Исследователь может это сделать лишь при условии глубокого изучения проблемы в целом, четкого понимания целей и задач исследования, знания места и времени исследования и т.д.

Принципы определения учетных признаков характеризующих каждую единицу наблюдения:

  • это должны быть существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства, исходя из целей и задач исследования;

  • не следует в число учетных признаков включать признаки второстепенные, ибо излишества затрудняют и сбор данных, и их обработку, и анализ;

  • исследователь должен быть уверен, что сможет получить объективную и достаточно точную информацию.

Как признаки сходства, так и признаки различия по своему значению могут быть качественными (описательными, атрибутивными) и количественными (иметь числовые выражения); по характеру взаимоотношения между собой признаки можно рассматривать как факторные и результативные (факторные признаки это те, которые влияют на результативные). Определяет это взаимоотношение исследователь, исходя из сути изучаемой проблемы.

Основное, чем руководствуется исследователь при определении группировок учетных признаков: они должны служить цели выявления основных закономерностей изучаемых явлений.

В соответствии с этим выявляемые группы должны быть качественно однородными. От того, как Вы сгруппируете признаки, зависят результаты исследования. При этом нельзя допускать неизбежности и следует отвечать на следующие 2 вопроса:

1) что должна вскрыть группировка?

2) на каком признаке строить наиболее совершенную, основополагающую группировку?

Следует иметь ввиду, что бывает 2 вида группировок: типологическая и вариационная.

Типологическая – это группировка атрибутных, описательных признаков, выражаются словесно (пол, виды заболеваний, процессия).

Вариационная – это группировка количественных признаков, имеющих числовое выражение (возраст, рост, уровень дохода и т.д.).
20. Виды статистического наблюдения и их использование в деятельности врача.

Виды исследования состояния здоровья населения:

  1. Сплошное изучение заболеваемости населения и деятельности медицинских учреждений на основе обязательной государственной отчетности

  2. Выборочное изучение состояния здоровья населения, отдельных его групп, а именно:

    • санитарно-статистические исследования;

    • эпидемиологические обследования больных хронич-ми забол-ми;

    • комплексные социально-гигиенические исследования массовые по сравнительно ограниченной программе;

    • комплексные клинико-социальные исслед-я разных групп больных.

Применение статистики в медицине:

  1. В трактовке вариаций различных признаков.

  2. В диагностике заболеваний и оценке состояния здоровья групп населения.

  3. При прогнозировании возможного результата борьбы с той или иной болезнью в какой-то группе населения или исхода заболевания у отдельных больных.

  4. При выборе подходящего воздействия на больных или группу населения.

  5. В общественном здравоохранении, в его руководстве и планировании.

  6. При планировании и проведении медицинских исследований, анализе и публикации их результатов, чтении и понимании таких сообщений.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов
связь с админом