Главная страница

шпора. 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет изучения. Национальный проект Здоровье


Скачать 0,81 Mb.
Название1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет изучения. Национальный проект Здоровье
Анкоршпора.doc
Дата18.02.2018
Размер0,81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпора.doc
ТипДокументы
#18
страница1 из 38
Каталогtopic29716377_256470

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: bilety_lor с ответами.docx, #библиографический список.doc, #библиографический список.doc, Shmakov_A_N_-_Kriticheskie_sostoyania_novorozhdenn.pdf, Prakt_naviki_exzam_Copy_2004.pdf и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

1.Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет изучения. Национальный проект «Здоровье».

Понятие “здравоохранение” означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицир. медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью. Структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения. Общественное здор. – это здор. групп людей, обуслов. комплексным воздействием соц.-эконом., прир. и биологич. ф-в и характеризуется показателями заболеваемости, демографии и физич. развит. Факторы, влияющ. на здор. – социально-экономические (природные, образ жизни, соц. условия). Основными критериями, характеризующими обществ. здоровье, являются: медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни и); заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная); первичная инвалидность; показатели физического развития; показатели психического здоровья.

Приоритетный нац. проект «Здоровье» был утвержден 21 декабря 2005 года. Выделены три направления: 1. Развитие первичной медико-санитарной помощи это осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам2. Усиление профил. направленности здравоохранения (формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, а также проведение углубленной диспансеризации, массовых и доступных противоэпид. мероприятий). 3. Обеспечение населения высокотехнол. мед. помощью это строительство федеральных центров высоких мед. технологий; увелич. доступности и объемов оказания высокотех. мед. помощи.

Неонатальный скрининг – массовое обслед. Новорожд. детей, один из эффективных способов выявл. наиб. распростр. врожденных и наследст. заболеваний.

Введение род. сертификата с 1 января 2006 года во всех регионах РФ имеет своей целью повыш. матер. заинтерес-ти мед. учреждений в предост. кач. мед. помощи,
2.Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения: содержание, особенности применения в современных условиях.

Социальн. медицина - науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупрежд. и устранению неблагоприят. социальных условий и факторов, а также оздоровит. мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохр. как науки и учебной дисциплины — оценка критериев обществ. здоровья и качества мед. помощи, их оптимизация. Методы медико-социальных исследований: 1) исторический;
2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статисти­ческий; 4) медико-социологич. анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др. Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохр. Объектами медико-социальных исследований являются:
1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
3.Статистика. Санитарная (медицинская) статистика: определение, задачи, содержание основных разделов, применение в медицине и здравоохранении. Статистическая совокупность: определение, виды, основные свойства.

Одной из отраслей статистики является статистика медицинская, которая изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в медицине.

Не принято дифференцировать медицинскую и санитарную статистику. Однако, более правильным является выделение в составе медицинской статистики санитарную статистику и статистический метод в различного рода медицинских исследованиях (клинических, эпидемиологических и тд.).

Медицинская статистика: 1) Санитарная статистика (статистика здоровья населения; статистика здравоохранения); 2) Статистический метод в исследованиях (клинических; биологических; экспериментальных; гигиенических; эпидемиологических; лабораторных и тд.).

Виды исследования состояния здоровья населения:

Сплошное изучение заболеваемости населения и деятельности медицинских учреждений на основе обязательной государственной отчетности

Выборочное изучение состояния здоровья населения, отдельных его групп, а именно:

санитарно-статистические исследования;

эпидемиологические обследования больных хронич-ми забол-ми;

комплексные социально-гигиенические исследования массовые по сравнительно ограниченной программе;

комплексные клинико-социальные исслед-я разных групп больных.

Применение статистики в медицине:

В трактовке вариаций различных признаков.

В диагностике заболеваний и оценке состояния здоровья групп населения.

При прогнозировании возможного результата борьбы с той или иной болезнью в какой-то группе населения или исхода заболевания у отдельных больных.

При выборе подходящего воздействия на больных или группу населения.

В общественном здравоохранении, в его руководстве и планировании.

При планировании и проведении медицинских исследований, анализе и публикации их результатов, чтении и понимании таких сообщений.

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение состояния здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.

2) выявление связей между показателями здоровья и различными фак­торами природной и социальной среды, оценка влияния этих фак­торов на уровни здоровья населения.

3) изучение материально-технической базы здравоохранения.

4) анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.

5) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом.

6) использование статистических методов при проведении клинических и экспериментальных медико-биологических исследований.

Статистическая совокупность - группа, состоящая из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных гра­ницах пространства и времени и обладающих признаками сходства и различия.

Свойства статистической совокупности: 1) однородность единиц наблюдения 2) определенные границы пространства и времени изучаемого явления

Объектом статистического исследования в медицине и здравоохранении могут быть различные контингенты населения (население в целой или его отдельные группы, больные, умершие, родившиеся), лечебно-профилактические учреждения и др.

Статистическая совокупность состоит из отдельных, единичных наблюдений.

Единица наблюдения - каждый первичный элемент, составляющий статистическую совокупность и являющийся носителем признаков, подлежащих учету. Единица наблюдения определяется целью и задачами статистичес­кого исследования, а также избранным объектом изучения (при изучении больничной летальности единицей наблюдения будет больной, умерший в стационаре)

Единицы наблюдения имеют признаки сходства и различия. Призна­ки сходства служат основанием для объединения единиц наблюдения в совокупность. Признаки, по которым различаются элементы статисти­ческой совокупности, подлежат регистрации и называются учетными признаками, которые могут быть:

а) качественными (атри­бутивные, описательные: пол, профессия, нозологическая форма заболевания) и количественными (выраженны числом: масса тела, рост, возраст, продолжительность болезни).

б) по роли в изучаемой совокупности - факторные (признаки, под влиянием которых изменяются другие, за­висящие от них признаки) и результативные (признаки, зависящие от факторных). С изменением величины факторного признака происхо­дит изменение результативного (с увеличением возраста ребен­ка увеличивается его рост)

Различают два вида статистической совокупности:

а) генеральная совокупность - совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных гра­ниц или может ограничиваться другими признаками (полом, возрас­том и др.) в зависимости от цели исследования.

б) выборочная совокупность - часть генеральной, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности:

1. выборочная совокупность формируется таким образом, чтобы обес­печить равную возможность для всех элементов исходной совокупнос­ти быть охваченными наблюдением.

2. выборочная совокупность должна быть репрезентативной (представительной), точно и полно отра­жать явление, т.е. давать такое же представление о явлении, как если бы изучалась вся генеральная совокупность.
4.Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программы и плана исследования.

Организация медико-статистического исследования. Основные этапы

Независимо от того, какие задачи ставятся в санитарно-статистическом исследовании, оно должно проводиться в определенной последовательности в соответствии с исторически сложившимися этапами, которые состоят из отдельных операций. Различают 4 этапа статистического исследования: 1) составление плана и программы исследования (подготовительная работа); 2) статистическое наблюдение (сбор материала); 3) статистическая разработка материала; 4) анализ, выводы, рекомендации, внедрение в практику.

1. Составление плана и программы исследования:

1) формулирование цели и задач исследования в соответствии с рабочей гипотезой;

2) определение и подбор статистической совокупности;

3) определение единицы наблюдения;

4) выбор вида статистического исследования (единовременное, текущее, сплошное, выборочное, в том числе определение способа выбора — механический, типологический, гнездовой, случайный, парносопряженный и др.);

5) определение объекта наблюдения, времени наблюдения и субъекта наблюдения;

6) определение программы сбора данных (составление карты статистического исследования с перечнем учетных признаков);

7) определение программы разработки данных (составление макетов, таблиц со взаимосвязями признаков);

8) определение метода наблюдения — анкетный, анамнестический, выкопировки.

2. Статистическое наблюдение:

1) инструктаж исполнителей;

2) выкопировка сведений;

3) контроль качества регистрации — логический и аналитический.

3. Статистическая разработка:

1) шифровка материала в соответствии с группировочными признаками;

2) раскладка карт в соответствии с макетами разработанных таблиц;

3) заполнение таблиц и подсчет итогов.

4. Анализ. Выводы. Рекомендации. Внедрение в практику.

Виды выборочных наблюдений: механическая выборка, типологическая, основного массива и гнездовая. Статистическое исследование — это составление таблиц (простых, групповых, комбинационных).
5.Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности: определение, свойства. Способы формирования выборочной совокупности.

Различают два вида статистической совокупности:

а) генеральная совокупность - совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных гра­ниц или может ограничиваться другими признаками (полом, возрас­том и др.) в зависимости от цели исследования.

б) выборочная совокупность - часть генеральной, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности:

1. выборочная совокупность формируется таким образом, чтобы обес­печить равную возможность для всех элементов исходной совокупнос­ти быть охваченными наблюдением.

2. выборочная совокупность должна быть репрезентативной (представительной), точно и полно отра­жать явление, т.е. давать такое же представление о явлении, как если бы изучалась вся генеральная совокупность.

Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Требования, предъявляемые к выборочной совокупности:

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т.е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться основной принцип формирования выборочной совокупности: равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.

Способы формирования статистической совокупности:

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т.д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т.д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор - предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т.д.)

5) комбинированные способы - сочетание различных способов формирования выборочной совокупности
6.Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетных признаках.

Сбор материала (статистическое наблюдение) - - заключается в регистрации отдельных случаев изу­чаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регис­трационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы прово­дится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюде­ния, обеспечение их формами регистрации.

Статистическое наблюдение может быть:

а) по времени:

1) текущим - явление изучается за какой-то от­дельный период времени (неделю, квартал, год и т.д.) путем пов­седневной регистрации явления по мере возникновения каждого слу­чая (учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара). Так учиты­ваются быстро меняющиеся явления.

2) единовременным - статистические данные собирают­ся на определенный (критический) момент времени (перепись населения, изучение физического развития детей, профилактические осмотры населения). Единовременная ре­гистрация отражает состояние явления на момент изучения, используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования (характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара - текущее наблюдение или путем однодневной перепи­си больных, находящихся в стационаре - единовременное наблюдение).

б) в зависимости от полноты охвата изучаемого явления:

1) сплошное - изучаются все входящие в состав со­вокупности единицы наблюдения, т.е. генеральная совокупность. Проводят с целью установления абсолютных размеров явления (общей численности населения, общего количества родившихся или умерших). Применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)

2) несплошное - изучается лишь часть генеральной совокупности, делится на несколько видов:

1. монографический метод - дает детальное описание отдельных ха­рактерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.

2. метод основного массива - предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюде­ния. Недостатком этого метода является то, что остается неохва­ченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного мас­сива.

3. анкетный метод - это сбор статистических данных с помощью спе­циально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэто­му возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на пос­тавленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

4. выборочный метод - самый распространенный метод, сводится к исследованию некоторой спе­циально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода являет­ся получение результатов высокой степени надежности, а также зна­чительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того он требует меньших затрат времени. В медицинской статистике роль и место выборочного метода осо­бенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления (изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделе­ний).

в) по способу получения сведений в ходе проведения и характеру его осуществления

1. непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропо­метрические измерения и т. п.)

2. социологические методы: метод интервью (очный опрос), анке­тирование (заочный опрос - анонимный или неанонимный) и др.;

3. документальное исследование (выкопировка сведений из учет­но-отчетных медицинских документов, сведения официальной статис­тики учреждений и организаций.)
7.Табличная сводка медико-статистического материала. Виды статистических таблиц, правила их построения, основные отличия, требования, предъявляемые к таблицам.
8.Относительные величины: виды, методика вычисления, сущность, использование в медицине и здравоохранении (показать на примерах).

Относительные величины (показатели, коэффициенты) получают­ся в результате отношения одной абсолютной величины к другой. Наиболее часто используются следующие показатели:

а) интенсивные - показатели частоты, интенсивности, распростра­ненности явления в среде, продуцирующей данное явление.

В здравоохранении изучаются заболеваемость, смертность, инвалидность, рождаемость и другие показатели здоровья населения. Средой, в ко­торой происходят процессы, является население в целом или его от­дельные группы (возрастные, половые, социальные, профессио­нальные и др.). В медико-статистических исследованиях явление представляет собой как бы продукт среды. Например, население (среда) и заболевшие (явление); больные (среда) и умершие (яв­ление) и т. д.



Величина основания выбирается в соответствии в величиной пока­зателя - на 100, 1000, 10000, 100000, в зависимости от этого показатель выражается в процентах, промилле, продецимилле, просан­тимилле.

Интенсивные показатели могут быть

1. общими - характеризуют явление в целом (общие показатели рождаемости, смертности, заболеваемос­ти, вычисленные ко всему населению административной территории)

2. специальными (погрупповыми) - применяются для характеристики частоты явления в различных группах ( заболе­ваемость по полу, возрасту, смертность среди детей в возрасте до 1 года, летальность по отдельным нозологическим формам и т.д.)

Интенсивные показатели применяются в медицине:

- для определения уровня, частоты, распространенности явления

- для сравнения частоты явле­ния в двух различных совокупностях

- для изучения изменений часто­ты явления в динамике.

б) экстенсивные - показатели удельного веса, структуры, характе­ризуют распределение явления на составные части, его внутреннюю структуру. Вычисляются экстенсивные показатели отношением части явления к целому и выражаются в процентах или долях единицы.



Экстенсивные показатели используются для определения структу­ры явления и сравнительной оценки соотношения составляющих его частей. Экстенсивные показатели всегда взаимосвязаны между собой, т. к. их сумма всегда равна 100 процентам: так, при изучении структуры заболеваемости удельный вес отдельного заболевания мо­жет возрасти:

- при истинном росте числа заболеваний

- при одном и том же его уров­не, если число других заболеваний снизилось

- при снижении числа данного заболевания, если уменьшение числа других заболеваний происходит более быстрыми темпами.

При анализе экстенсивный показатель следует применять с осторожностью и помнить, что им пользуются только для характеристики состава (структуры) явления в данный момент времени и в данном месте.

Примеры использования в работе врача: лейкоцитарная формула; структура населения по полу, возрасту, социальному положению; структура заболеваний по нозологии; структура причин смерти.

в) соотношения - представляют собой соотношение двух самостоя­тельных, независимых друг от друга, качественно разнородных вели­чи, сопоставляемых только логически.

Примеры использования в работе врача: показатели обеспеченности населения врачами, больничными койками; показатели, отражающие число лабораторных исследований на 1 врача и т.д.

г) наглядности - применяются с целью более наглядного и дос­тупного сравнения статистических величин. Показатели наглядности представляют удобный способ преобразования абсолютных, относи­тельных или средних величин в легкую для сравнения форму. При вы­числении этих показателей одна из сравниваемых величин приравни­вается к 100 (или 1), а остальные величины пересчитываются соответственно этому числу.



Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых ве­личин. Показатели наглядности используются чаше всего для сравне­ния данных в динамике, чтобы представить закономерности изучае­мого явления в более наглядной форме.

При пользовании относительными величинами могут быть допущены некоторые ошибки:

1. иногда судят об изменении частоты явления на основе экстенсив­ных показателей, которые характеризуют структуру явления, а не его интенсивность.

2. нельзя складывать и вычитать статистические показатели, кото­рые рассчитаны из совокупностей, имеющих разную численность, ибо это приводит к грубым искажениям показателя.

3. при расчете специальных показателей следует правильно выби­рать знаменатель для расчета показателя: например, показатель послеоперационной летальности необходимо рассчитывать по отно­шению к оперированным, а не всем больным.

4. при анализе показателей следует учитывать фактор времени: нельзя сравнивать между собой показатели, вычисленные за раз­личные периоды времени (показатель заболеваемости за год и за полугодие), что может привести к ошибочным суждениям.

5. нельзя сравнивать между собой общие интенсивные показатели, вычисленные из неоднородных по составу совокупностей, пос­кольку неоднородность состава среды может влиять на величину интенсивного показателя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

перейти в каталог файлов
связь с админом